Виктория Мкртчян

Депрессия у ребенка: как распознать и помочь

Депрессия у ребенка: как распознать и помочь

Понятие «депрессия» относительно недавно вошло в наш лексикон. Депрессивные состояния у взрослых людей стали привычным явлением, но врачи все чаще говорят о подростковой депрессии. Что это такое? Каковы ее симптомы и как помочь ребенку? Об этом Юмаме рассказал врач-психиатр медицинского центра «Нови» Станислав Фрейдин.

– Станислав Александрович, детская депрессия действительно существует?

– Да. И рост числа несовершеннолетних с депрессией носит буквально взрывной характер. По данным психиатров, депрессия наблюдается у 15-20 % подростков.

Примечательно, что подростки обращаются за психологической и психиатрической помощью как в сопровождении родителей, так и самостоятельно. Врачи констатируют, что в молодежной среде обращение за подобной помощью перестало считаться чем-то постыдным.

Нередко дети приходят на прием к психиатру по рекомендации психологов, поскольку психологи не всегда могут справиться со всем спектром проблем.

– Каков был возраст вашего самого юного пациента?

– Я веду прием детей с 12 лет, и основной поток пациентов, безусловно, составляют подростки. Тем не менее, мне приходилось сталкиваться с депрессиями и у детей более младшего возраста.

– Как родителям понять, что у ребенка депрессия?

– Стойкое снижение настроения, повышенная тревожность, апатия, повышение или снижение аппетита – это всё симптомы депрессии. Также может наблюдаться ухудшение памяти, внимания и концентрации. Подобно взрослым, дети теряют интерес к любимым занятиям и перестают получать удовольствие от того, что ранее приносило радость: развлечения, сладости или любимые игры.

К специфическим особенностям детских депрессий можно отнести проявления гнева, вспыльчивости и раздражительности, которые могут выражаться в агрессивном поведении в школе или дома. Дети, которые прежде охотно откликались на просьбы родителей и принимали активное участие в жизни семьи, становятся непослушными.

Дети, находящиеся в депрессивном состоянии, часто испытывают когнитивные нарушения. Эти нарушения могут проявляться в снижении концентрации внимания, ухудшение памяти, замедлении мышления, а также преобладании мрачных мысли о себе, окружающем мире и будущем. Они могут испытывать глубокое чувство вины, стыда и собственной бесполезности.

Эти мысли могут быть постоянными и мучительными, заставляя ребенка чувствовать себя нелюбимым и ненужным. В наиболее тяжелых случаях эти мучительные мысли могут привести к заявлениям о нежелании жить.

В состоянии депрессии дети могут демонстрировать опасное поведение: перебегать дорогу на красный свет, ходить по железнодорожным путям, забираться на крыши зданий.

Кроме того, они могут наносить себе повреждения: порезы и ожоги, удары, царапины, могут даже выдергивать волосы. Все ради причинения себе физической боли. Родители могут не сразу заметить эти повреждения, так как дети часто наносят их на скрытые участки тела и прячут под одеждой.

Депрессия проявляется не только на поведенческом уровне. О ней могут сигнализировать и психосоматические явления. Например, частые головные боли, причин которых невролог не обнаруживает. Могут возникать боли в животе, при этом обследование у гастроэнтеролога также не выявляет патологий. Кроме того, на фоне депрессии могут наблюдаться запоры.

– Каковы причины детских депрессий?

– Причины детских депрессий могут быть как внешними, так и внутренними. Внешние – это среда, в которой находится ребенок: школьный коллектив, друзья, родственники.

Внутренние – это в целом здоровье ребенка. Например, у него было диагностировано биполярное расстройство. В таких случаях даже при благоприятной внешней среде у ребенка может развиться депрессия из-за особенностей функционирования его нервной системы.

– Когда риск развития детской депрессии наиболее высок?

– Риск возрастает в периоды высокой психоэмоциональной нагрузки. Как правило, это конец учебного года, когда дети сталкиваются с большим количеством контрольных работ, зачетов и необходимостью исправлять оценки за четверть. Стресс, связанный с экзаменами, также способствует развитию депрессивных состояний.

К депрессии могут привести конфликты в семье, частые ссоры между родителями, насилие (физическое или эмоциональное), развод родителей.

Способствуют депрессии проблемы в отношениях со сверстниками, потеря близкого человека или даже домашнего питомца.

Провоцирующим фактором может стать переезд или смена школы, когда происходит нарушение привычного окружения и возникает необходимость адаптации к новым условиям.

При этом дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью более склонны к депрессиям.  

В подростковом возрасте фактором риска является нестабильный гормональный фон. В этот же период происходят значительные изменения в характере взаимоотношений, в том числе между мальчиками и девочками. По этой причине подростки уделяют повышенное внимание своей внешности, беспокоятся о «лишнем весе» и могут испытывать трудности в адаптации к новым социальным ролям. Иногда они просто не справляются с совокупностью этих факторов.

– Что в поведении ребенка должно насторожить родителей?

– Если вы замечаете, что ребенка что-то тревожит, обязательно поговорите с ним о его взаимоотношениях со сверстниками, включая одноклассников, а также с учителями. За тревогой может скрываться ситуация «буллинга» или ощущение ребенка, что педагоги к нему несправедливы.

Беспокоить родителей должно и снижение успеваемости, нежелание ребенка проводить время с другими детьми, гулять, особенно если раньше он охотно проводил время на улице.

Важно обращать внимание на мысли и высказывания ребенка. В разговоре могут проскальзывать фразы о нежелании жить. Отнеситесь к этим словам с максимальной серьезностью – это является поводом для немедленного обращения к врачу-психиатру.

– Разговора с ребенком по душам недостаточно?

– Для эффективного разговора по душам между родителями и ребенком должен быть налажен стабильный и доверительный контакт. В кризисной ситуации оперативно создать его «с нуля» практически невозможно. Разговаривать с ребенком необходимо ежедневно и в любом возрасте. Отсутствие диалога является одним из значимых факторов риска развития детской депрессии.

Только квалифицированный врач может провести комплексную диагностику и определить тяжесть состояния ребенка. На основании полученных данных врач может оценить наличие и выраженность симптомов, исключить другие возможные причины плохого самочувствия и определить оптимальную стратегию лечения.

Самостоятельная диагностика и лечение депрессии у ребенка недопустимы и могут привести к ухудшению состояния.

– Какую помощь может оказать врач ребенку с депрессией?

– В нашем арсенале имеются методы психофармакотерапии (лекарственная поддержка), психотерапевтические подходы и, конечно же, общение с детьми и их родителями.

Прежде всего, врач с помощью специальных тестов оценивает тяжесть состояния пациента. Анализируется как наличие тех или иных симптомов депрессивного состояния, так и степень их выраженности.

Лечение депрессии у детей сложнее, чем у взрослых. Список лекарственных средств, разрешенных к применению у детей, ограничен, и назначаются они с особой осторожностью, под строгим контролем врача и при наличии четких показаний.

Безусловно, огромную роль в лечении играет общение с ребенком. Мы можем общаться как в присутствии родителей, так и наедине с юным пациентом. Иногда мы договариваемся не говорить некоторые вещи родителям, что помогает ребенку вести более откровенный разговор.

– Некоторые родители опасаются обращаться к психиатру, полагая, что посещение такого специалиста может негативно отразиться на дальнейшей жизни ребенка – диагноз будет фигурировать в справках при поступлении в вуз или устройстве на работу.

– Психиатрическая помощь является анонимной. Это правило строго соблюдается в частных клиниках. Мы не передаем никакой информации в государственные психиатрические учреждения, поликлиники по месту жительства или в школу. Медицинскую информацию могут получить только родители ребенка или сам пациент по достижении определенного возраста.

Само по себе депрессивное состояние носит временный характер и при правильном лечении излечимо. Оно не является основанием для каких-либо ограничений в процессе лечения или диагнозом на всю жизнь.

– Существуют ли способы профилактики депрессий у детей?

– Подходы к профилактике детских депрессий во многом схожи с профилактикой у взрослых: необходимо исключить или минимизировать воздействие травмирующих факторов, таких как стресс, чрезмерное эмоциональное и умственное напряжение, переутомление. Обеспечьте ребенку достаточно времени для отдыха, включая пассивный отдых, когда он может заниматься тем, что вам кажется «пустяками».

Для ребенка крайне важна гигиена сна. Даже в подростковом возрасте ребенок должен спать не менее 7-8 часов, засыпая и просыпаясь примерно в одно и то же время. Желательно ложиться спать не позднее 22 часов. Правильное питание также оказывает влияние на психоэмоциональное состояние, а дефицит витамина D в организме может способствовать развитию депрессии.

Регулярные занятия спортом помогают предотвратить развитие депрессии. Юные спортсмены, как правило, менее подвержены подобным состояниям, поскольку они легче переключаются с негативных мыслей на спортивные задачи. Живое общение со сверстниками также играет важную роль, поэтому старайтесь создать условия для того, чтобы у вашего ребенка было много друзей.

И, пожалуй, самое главное – поддерживайте эмоциональный контакт с ребенком, стройте доверительные отношения и стремитесь к взаимопониманию. В этом случае, даже если у ребенка начнутся проявления депрессии, вы сможете заметить это на самой ранней стадии, когда может быть достаточно откровенного разговора.